Прогрессивная религия

Среда, 20.09.2017, 06:55

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библейская критика и пересмотр традиционных христианских взглядов | Регистрация | Вход

"Расколдовывание мира" в Библии:
библейская критика и пересмотр традиционных христианских взглядов

Введение

При всех перегибах атеистической борьбы против религии советской эпохи в то время присутствовал ценный аспект, ныне замалчиваемый или даже умышленно цензурируемый текущей политикой клерикализации. В советскую эпоху культивировалась наука, притивопоставляемая невежеству, нередко расцветающему в религиозной среде всех времён, в то время как в современной клерикальной России наука разрушается.

В советскую атеистическую эпоху много говорили о противоречии между научным и мифологическим типами мышления. И хотя вычёркивание огромного пласта так называемой идеалистической философии делало изображение противоречий науки и религии слишком примитивным, в целом была верно озвучена важная и актуальная проблема. Традиционная религиозная картина мироздания насквозь пронизывается архаичной мифологией, не соответствующей современной научной картине мира. Частным случаем этой общей парадигмы в религии является объяснение явлений и событий вмешательством сверхприродных сил, в то время как науке свойственно всегда искать объяснения в естественных причинах.

В заглавии этой статьи поставлено "расколдовывание мира" - термин социолога Макса Вебера, по сути описывающий развитие научного мышления. "Расколдовывание мира" - это постепенный поворот в истории от магизма и суеверий к рациональному познанию, процесс освобождения от веры в действие потусторонних сил в природе. По Веберу этот процесс начинается со времён античности, определённое место в нём занимают в частности библейские пророки. Но кульминации он достигает в эпоху развития протестантизма, когда религия переходит от сосредоточения на потустороннем к "мирским" задачам и проблемам.

Моя личная философская позиция состоит в стремлении к "золотой середине" между атеистическим отрицанием всего непостижимого, недоступного или необычного, с одной стороны, и иррациональной верой в традиционные религиозные догмы, с другой.  Можно сказать в этом отношении, что я агностик. Я также думаю, что процесс "расколдовывания" не должен сводиться к слепому отрицанию существования любых необычных феноменов. Я считаю, что суть "расколдовывания" состоит не в отрицании чего-то таинственного, а в стремлении к рациональному пониманию.

Некоторые учёные, например, признают, что человек может иметь необычные способности, но не считают, что эти способности сверхъестественны. В числе таких учёных находилась покойная Наталья Бехтерева, известный нейрофизиолог и директор Института изучения мозга.  По моему мнению в природе нет ничего настолько сакрального, что было бы нельзя пытаться изучать при помощи науки, а также осмыслять при помощи философии. Поэтому такое необычное и вызывающее споры направление исследований как парапсихология может рассматриваться частью общего процесса "расколдовывания мира", когда исследователи пытаются понять возможные причины и механизмы необычных явлений.

Однако, многие библейские чудеса могут объясняться гораздо более простыми природными причинами, не прибегая к тому, чем занимаются парапсихологи. Приведу несколько примеров.

Библейские "казни египетские" (Исход, 7 - 11 главы) могут интерпретироваться следующим образом вполне естественно. "Кровь" в реке Нил понимается как большое количество в воде красных микроорганизмов, флагеллантов, которые на Абиссинском и Эфиопском плато оказались размыты сильными дождями. Обильное количество флагеллантов привело к вымиранию рыбы, из-за чего жабы покинули ближайшие пределы Нила.

Застой воды в реке привёл к размножению мошек и мух. Насекомые вызвали болезнь скота, передаваемую через их укусы. Также они заражали людей. В это же время сильный град побил посевы. Обильные дожди вызвали появление саранчи, которая поела остатки посевов. Грязевые осадки наводнения красного цвета создали большую плотность воздуха, следствием чего стал эффект затмения солнца. Другое предположение о причинах "тьмы египетской" указывает на то, что стремительный вихрь сирокко нёс из пустыни в Египет огромные тучи песка, заслоняя солнце плотной завесой. Все эти бедствия в Библии были отражены мифологично и восприняты как Божьи кары.

Аналогичным образом существуют естественные объяснения чудес Моисея. Так, горящий куст, в котором он услышал голос Божий (Исход, 3 гл.) рассматривается как определённое растение пустыни, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.

Извержение воды из скалы (Исход, 17 гл.; Числа, 20 гл.) объясняется тем, что у подножия гор под хрупкой плёнкой песка и извести собирается дождевая вода, которой можно утолить жажду, разбив эту оболочку.

Прилёт перепелов для пищи израильтян (Исход, 16 гл.) является обычным весенним перелётом стай этих птиц из Африки в Европу. Когда усталые птицы садятся на землю, местные жители могут их поймать голыми руками. Но в истории Исхода однажды перепела оказались больными, поэтому евшие их люди болели и иногда умирали. На языке мифа этот эпизод изложен как наказание за ропот (Числа, 11 гл.).

Так же укусы змей были восприняты в качестве наказания  (Числа, 21 гл.). Известно, что швейцарский путешественник Вуркхардт побывал на Синайском полуострове в 1809-1816 годах. На упомянутом в Библии месте между городом Кадешом и заливом Акаба он нашёл долину кишащую ядовитыми змеями. Они заселяют эту местность с давних времен, поэтому бедуины стараются объезжать её.

Интересно объяснение, что такое "манна небесная" (Исход, 16 гл.). Свыше ста лет тому назад учёные Эренберг и Гемприх обнаружили в Синайских горах появление особой массы. Она падает на землю из воздушного пространства, арабы называют её словом "ман". В состав этой массы входят вода, тростниковый сахар, декстрин и аналогичные ему вещества. Арабы и греческие монахи собирают эту смесь и едят с хлебом вместо мёда.

В 1927 году зоолог иерусалимского университета Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска. Весной это растение выделяет сладковатую жидкость, которая быстро застывает на воздухе в виде белых шариков. С наступлением весны бедуины отправляются в степь собирать эти шарики. Один человек может собрать за день полтора килограмма смеси, и этого количества достаточно для утоления голода. Багдадские уличные торговцы по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием «манн».

Как правило, популярный атеизм сводил всю Библию к сборнику сказок. Хотя в советскую эпоху приводились и подобные примеры естественного объяснения отражённых в ней явлений и событий. Такие объяснения содержатся, к примеру, в книгах Зенона Косидовского.

Помимо объяснения библейских историй естественными причинами, есть также метод реинтерпретации Библии, основанный на демифологизации. "Демифологизация" - термин, введённый теологом Бультманом, который означает критическое истолкование мифической картины мира Библии посредством поиска в мифологии экзистенциального смысла и объяснение этого смысла на современном языке. Демифологизация как метод реинтерпретации Библии подразумевает не простой отказ от мифологии, а поиск значения её символов, остающееся актуальным, учитывая те цели, которые, по мнению интерпретаторов, преследовали авторы.

Эту статью я пишу для того, чтобы отобразить историю появления и развития различных направлений критического взгляда на Библию и христианство в условиях, когда наука породила здоровый скептицизм в отношении традиционных церковных доктрин.  Это короткий исторический обзор истоков современной библейской критики как научной, а не религиозной, дисциплины, а также истоков новых форм теологии, преодолевающих рамки традиции и догмы. Этим изложением я отдаю дань рациональным исследователям и либеральным теологам за их значительный вклад в научное отношение к Библии, её критическое изучение, а также за тот импульс, который они дали многим современным богословским направлениям.

Развитие библейской критики

Рождение и развитие библейской критики в качестве научной дисциплины приходится на эпоху Просвещения - период, замечательный ниспровержением сакральных идолов церкви.

Бенедикт Спиноза

Основателем библейской критики считается известный рационалист, философ-пантеист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677), намного опередивший протестантскую тюбингенскую школу. Спиноза опровергал Моисеево авторство Пятикнижия. Он обратил внимание на туманные высказывания еврейского богослова XI века Ибн-Эзры, который побоялся об этом писать прямо и зашифровал свои предположения.  Занявшись расшифровкой записей Ибн-Эзры, Спиноза впервые в истории начал систематическое изложение критического анализа Библии. Библейская критика Спинозы была изложена в его известном труде под названием "Богословско-политический трактат", опубликованном в 1670 г.

Спиноза занимался критикой не только Пятикнижия, но и других книг Библии. Он предполагал, что книги Библии писались позднее традиционных датировок, и вообще весь канон был составлен достаточно поздно: в эпоху Маккавеев. Такие предположения нарушали как иудейскую, так и христианскую традиции, согласно которым библейские книги писались в древности теми же авторами, чьими именами названы эти книги.

Документальная гипотеза

Спиноза предполагал, что Пятикнижие было составлено книжником Ездрой в вавилонском плену в VI в. до н. э. на основе источников различных авторов. В начале XVIII века лютеранин Хенинг Виттер (1683 - 1715) и католик Жан Астрюк (1684 - 1766) в отдельности друг от друга начали разрабатывать гипотезу о том, что Пятикнижие составлено из нескольких разных  источников.

В дальнейшем этой гипотезой занимались ряд других исследователей. Из них наиболее известны Карл Граф (1815 - 1869) и Юлиус Вельгаузен (1844 - 1918), чьими именами была названа документальная гипотеза происхождения Пятикнижия, в основных положениях принятая современными библеистами. Согласно этой гипотезе Пятикнижие является синтезом четырёх традиций, развивавшихся в разные столетия и в разных условиях. Эти традиции, четыре источника Пятикнижия, называются и обозначаются сейчас в библеистике буквами J (Ягвист), E (Элогист), D (Второзаконие), P (Священнический или Жреческий кодекс).

Критика других книг Библии

Аналогичным исследованиям были подвергнуты другие книги Библии. Например, выяснилось, что большая часть псалмов писалась во времена второго храма, то есть намного позднее, чем жил царь Давид, которому традиционно приписывалось авторство всего Псалтыря. Книга Пророка Исайи тоже оказалась составлена из источников разного времени и писалась не одним, а несколькими авторами.

Книги Нового Завета также подверглись критическому анализу. В частности, было подвергнуто сомнению авторство апостола Павла послания к евреям.

Теория источников синоптических евангелий

В 1832 году богослов Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) предположил, что авторы евангелий Матфея и Луки пользовались источником, называемым "логиями Христа" или "источником Q (квелле)". По мнению Шлейермахера и последующих исследователей источник квелле упоминался Папием Иерапольским, когда он сообщил, что Матфей записал изречения Иисуса на еврейском языке (евангелия написаны на греческом).

В дальнейшем эту теорию обосновал Генрих Гольцманн (1832 - 1910) и другие. Они показали, что в основе текстов Матфея и Луки лежат евангелие Марка и источник квелле. Эта концепция происхождения синоптических евангелий называется теорией двух источников. Теория двух источников является достаточно принятой в современный библеистике, хотя обсуждаются ещё более сложные версии.

Фердинанд Христиан Баур и Тюбингенская школа

Радикальной библейской критикой известна Тюбингенская школа теологии (более точно её называют "новой Тюбингенской школой", поскольку ей предшествовала старая школа, более традиционная). Её основатель Фердинанд Христиан Баур (1792 - 1860) обнаружил в книгах Нового Завета противоборство двух направлений - "петризма" и "паулизма".

"Петризм" (по имени апостола Петра) проявлялся в близости раннего христианства к иудаизму. Позднее историки назвали это явление "иудеохристианством". Оно выражалось, в частности, в соблюдении первыми христианами предписаний закона Моисея. "Паулизм" (по имени апостола Павла) проявлялся в тенденции к обособлению и отделению ранних христиан языческого происхождения от иудаизма. В частности, это выражалось в отказе от исполнения предписаний закона Моисея.

В дальнейшем подавляющее большинство христиан составили язычники, и в христианстве возобладал вектор, заданный "паулизмом". Христиане не только отделились от иудаизма, но стали проклинать иудеев и запрещать соблюдение традиций, связанных с законом Моисея. Кроме того, богословие Павла, мало похожее на евангельское учение Иисуса Христа, стало официальной доктриной церкви, в результате чего было догматизировано учение о первородном грехе и об искуплении.

Раннее христианство не было монолитной религией. Оно состояло из разных групп христиан, традиции и верования которых совершенно не были идентичны друг другу. Фердинанд Христиан Баур был первым, кто на основе изучения книг Нового Завета обратил внимание на неоднородность раннего христианства в виде борьбы "петризма" и "паулизма".  Его основная работа, опубликованная в 1835 году,  носила название "Христианский гносис, или христианская философия религии в ее историческом развитии".

Тюбингенская школа теологии оставила заметный след в истории как богословское направление, развивавшее рационалистическую критику. Она оказала влияние на дальнейшие стремления исследователей найти историческую правду о возникновении христианства, свободную от мифологии, сверхъестественного и позднейших догм.

Поиски исторического Иисуса

Особым этапом в истории критического изучения Библии являются усилия рационалистических авторов, либеральных богословов и историков обнаружить методами исторической науки реальный образ Иисуса Христа.

Герман Самуэль Реймарус

Первым рационалистическую критику в отношении Нового Завета применил немецкий просветитель Герман Самуэль Реймарус (1694 - 1768).  Он был представителем теории естественной религии. Его посмертно опубликованный труд "Апология или оправдание разумного почитателя Бога”, созданный под влиянием Спинозы и философов-деистов, резко критикует христианскую доктрину, утверждает земное происхождение исторической религии, отрицает чудеса после создания вселенной, рассматривая это создание единственным чудом.

По-видимому, Реймарус первый в христианской культуре заявил, что евангельский образ Иисуса Христа не соответстветствует историческому. Реймарус считал, что Иисус был обычным иудеем, религиозным лидером, представление которого о самом себе соответствовало поздним иудейским мессианскими верованиям. Иисус не хотел основать какое-то принципиально новое учение или ввести новые религиозные церемонии. Он лишь призывал израильтян к покаянию. В результате этого покаяния должно было наступить царство Бога, и тогда иудеи были бы освобождены от гнёта Римской Империи.

Постепенно, считал Реймарус, Иисус поверил, что его смерть может ускорить наступление царства Бога. Реймарус полагал, что обращённый к Богу вопль Иисуса на кресте "Для чего ты оставил меня?" свидетельствовал о том, что Иисус ошибся. По смерти Иисуса ученики украли его тело и заявили, что он воскрес. Затем вера в освобождение от политического гнёта Израиля заменилась верой в духовное искупление. Так церковь исказила историческую правду.

Реймарус не осмелился выступить со своими исследованиями публично. После его смерти его дети передали  рукописи отца Лессингу Готтхольду Ефраиму (1729 - 1781), который издал их часть в 1774 году. Не объявляя имени автора, он заявил, что рукописи были найдены в Вольфенбюттельском замке, откуда произошло название публикации "Вольфенбюттельские отрывки". Лишь в 1814 году сын Реймаруса сообщил, что автором этих отрывков являлся его отец.

Работа Реймаруса вызвала интерес к теме поисков исторического Иисуса, которые были продолжены другими исследователями.

Фридрих Шлейермахер (начало либеральной теологии)

Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834)  стал первым профессором теологии, который начал открыто читать лекции об Иисусе Христе, противоречащие традиционной христианской доктрине. Теология Шлейермахера в целом ставила в основу религии внутренний духовный опыт человека. Вероучительные доктрины и культовые действия в теологии Шлейермахера не являются основой религии, они не столь важны, как опыт божественного присутствия, рождающийся от переживания единства со всем мирозданием.

Этот общий подход Шлейермахера к религии определяет и его отношение к вопросу, кем был Иисус Христос. Шлейермахер не принимал Иисуса в качестве богочеловека в том смысле, как это утверждает традиционная церковная доктрина. Шлейермахер понимал Иисуса как человека, который пережил абсолютное единство с Божественным. Иисус может считаться человеком, в котором пребывал Бог, и это переживание единства с Богом делало его примером того, что люди могут обрести аналогичный опыт.

Взгляды Фридриха Шлейермахера оказали сильное влияние на развитие либеральной теологии. Он считается основателем этой влиятельной в дальнейшем школы.

Давид Фридрих Штраус (мифологический подход)

Давид Фридрих Штраус (1808 - 1874), последователь Тюбингенской школы, о которой говорилось ранее, стал наиболее значительным автором, который прямо развивал взгляд на евангельские чудесные повествования как на результат мифотворчества. В 1835-1836 годах вышла в свет известная книга Штрауса "Жизнь Иисуса", которая рассматривала евангелия в свете мифологии. Религия, по мысли Штрауса, является продуктом творчества, в котором воображение превалирует над разумом.

Штраус не сомневался в историческом существовании Иисуса как человека, но непорочное зачатие и прочие чудесные явления рассматривал мифическими, а не историческими. Штраус считал, что такие события как детство Иисуса в Назарете, его крещение от Иоанна, избрание учеников, проповедь, борьба с фарисеями и распятие на кресте были историческими. Но они послужили всего-лишь каркасом для евангелий: каркасом, который оброс множеством мифов. Рассматривая эти мифы, Штраус искал похожие параллели в других религиях. Такой подход и сейчас используется историками. Таким образом, Иисус Штрауса был исторической личностью, которая оказалась окружена ореолом мифологии.

Жозеф Эрнест Ренан (мифологический и эволюционный подход)

Вторым известным критиком евангельских сказаний, рассматривавшим чудесное в качестве мифологии, после Штрауса стал бывший католик Жозеф Эрнест Ренан (1832 - 1892). Ренан был историком, филологом-востоковедом, семитологом. Он изучал эволюционное развитие религии. Эволюционным подходом была обусловлена также его трактовка евангелий. Свой взгляд на историю Иисуса Ренан изложил в труде "Жизнь Иисуса", опубликованном в 1863 году.

Ренан не верил, что Иисус был Богом, однако, критики считают, что Ренан идеализировал Иисуса как человека. Согласно Ренану Иисус был странствующим проповедником, который своей деятельностью заложил основание будущей новой религии. Опровергая божество Иисуса, Ренан указывал, что ссылки на его божественность в евангелиях встречаются лишь у Иоанна, да и то в тех местах, которые являются наименее достоверными. В трёх синоптических евангелиях нет никаких намёков на божественность Иисуса.

Рождение Иисуса согласно Ренану не отличалось от рождения любого другого человека. Отцом Иисуса был Иосиф, муж Марии. Воспитание и обучение Иисуса были также самыми обычными, характерными для его культуры. И только сознание Иисуса и характер выделили его из числа других людей. По Ренану Иисус имел "высокое познание Божества", которое он почерпнул не в религии, в которой был воспитан, а в своей собственной душе. Ренан полагал, что сознание Иисуса эволюционировало. Однако, учениками Иисуса были наивные люди, которые приукрашивали рассказы о нём плодами своего воображения.

Учение Иисуса заключалось в том, что Бог может быть познан людьми как Отец в значении близости к ним и интереса их нуждами. Иисус был пронизан этой идеей, что Бог является Отцом, поскольку у него был этот собственный опыт понимания Бога. Поэтому, проповедуя Бога в качестве Отца, он проповедовал себя как его сына.

Согласно Ренану встреча Иисуса с Иоанном Крестителем привела к изменению сознания Иисуса: от проповеди высокой нравственности он перешёл к революционным призывам о царстве Бога, являющемся тем идеалом, который созрел в его сознании, и который он хотел осуществить на земле. Однако, это изменение в сознании Иисуса произошло не столько под влиянием Иоанна Крестителя, сколько было собственным эволюционным развитием его мышления.

Такая внутренняя эволюция Иисуса привела со временем его к уверенности, что он является мессией, который должен установить царство Бога. Однако, Иисус понимал, что установление царства Бога не произойдёт без сопротивления: он предвидел раздоры, насилие и свою собственную смерть. Он призывал людей последовать за ним, невзирая ни на что. Такая революционная политика привела его к распятию. Можно сказать, что Иисус Ренана - революционер, хотевший радикальных перемен.

Ренан склонялся к мнению, что Иисус умер на кресте от внезапного разрыва сосуда в области сердца. Ренан особенно известен отрицанием воскресения Иисуса. Вера в воскресение Иисуса возникла по Ренану в результате сильной фантазии, галлюцинации Марии Магдалины, внушению которой поддались ученики. О том, что в действительности произошло с телом Иисуса, Ренан не рассуждает вообще. Ссылаясь на недостаток информации, он оставляет вопрос о теле Иисуса открытым, но решительно отвергает возможность воскресения.

Далее во второй части: Ритчль и либеральная школа теологии, Бауэр, Древс и мифологическая школа, Гарнак, Швейцер, Бультман, критика форм и демифологизация, Заключение.

Читать далее: Продолжение (вторая часть)

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика